Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма на территории Свердловской области за 3 месяца 2023 года/

На территории Свердловской области за 3 месяца 2023 г. зарегистрировано 57
(55; +3,6%) ДТП с участием несовершеннолетних, в которых 58 (68; -14,7%) детей получили травмы различной степени тяжести и 1 (5; -80%) погиб.
Дорожно-транспортные происшествия, в результате которых пострадали дети, составили 10% от общего количества учетных дорожных аварий. Таким образом, дети стали участниками каждого 10 ДТП с пострадавшими в регионе.
ДТП с погибшим ребенком зарегистрировано в Первоуральске (+100%):
03.01.2023 года около 00.30 часов на 319 км автодорога Пермь-Екатеринбург (зона обслуживания отделения Госавтоинспекции ОМВД России по г. Первоуральску), водитель автомобиля «Лада Ларгус», двигаясь в условиях снегопада, выбрал небезопасную скорость, вследствие чего не справился с управлением и допустил наезд на композитное ограждение с последующим выездом на встречную полосу, где совершил столкновение с автомашиной «Рено Дастер». В результате аварии 5-летний мальчик-пассажир автомобиля «Лада Ларгус», сидевший сзади посередине, пристегнутый диагональным штатным ремнем безопасности, погиб в карете скорой медицинской помощи во время транспортировки. Слева от юного пассажира сидела мать, которая не была пристегнута ремнем безопасности, предположительно она придавила ребенка своей массой тела в момент удара. Еще одна женщина-пассажир данного автомобиля скончалась на месте аварии и четыре пассажира Лады, оба водителя с травмами различной степени тяжести госпитализированы. Установлено, что водитель Лады перевозил попутчиков из Екатеринбурга в Башкирию, в момент ДТП управлял автомобилем в утомленном состоянии.
В 10 муниципальных образованиях Свердловской области отмечается рост аварийности с участием несовершеннолетних. На 300% увеличилось количество ДТП в Березовском (4 ДТП), на 200% в Первоуральске (3 ДТП), на 100% в Полевском (2 ДТП), Байкалово, Верхней Салде, Красноуральске, Реже и Новоуральске (по 1 ДТП), на 83,3% в Нижнем Тагиле (11 ДТП) и на 3,8% в Екатеринбурге (27 ДТП).
40% (23) пострадавших и погибших в ДТП детей приходится на среднее школьное звено, 39% (22) на начальную школу и 21% (14) на дошкольный возраст, при этом большая часть пострадали и погибли в качестве пассажиров транспортных средств.
По причине нарушения ПДД РФ водителями автотранспортных средств количество ДТП уменьшилось на 2% (44), количество раненых в них детей на 22,4% (45) и погибших на 80% (1).
54% ДТП (31) произошли при неблагоприятных метеорологических условиях (пасмурно, снегопад, метель) и 46% (26) при ясной погоде. Неблагоприятные погодные условия косвенно могли повлиять на возникновение ДТП с участием детей, так как ухудшается видимость, возрастает тормозной и остановочный путь у транспортных средств.
87% происшествий с участием несовершеннолетних произошли
в период с 11 ч. 00 мин. до 22 ч. 00 мин. (50 ДТП, 51 ранен), при этом пик происшествий пришелся на период с 14 ч. 00 мин. до 18 ч. 00 мин. (22 ДТП, 22 ранены) и с 11 ч. 00 мин. до 13 ч. 00 мин. (10 ДТП, 10 ранены), такая тенденция связана с активным пребыванием детей в это время на улице и интенсивностью транспорта.
На автомобильных дорогах, расположенных в черте населенных пунктов, зарегистрировано 49 ДТП (+31 %), в которых пострадали 50 (+16%) детей. Рост количества ДТП в населенных пунктах зафиксирован в Нижнем Тагиле – 9 (+350%); Березовском и Полевском по 2 (+100%), Верхнесалдинском районе, Красноуральске, Каменском районе, Новоуральске, Первоуральске и Реже по 1 (+100%), Екатеринбурге – 27 (+7 %). На автомобильных дорогах вне населенных пунктов зарегистрировано 8 ДТП (-53%), травмированы 8 (-69%) детей и 1 погиб (-75%). Из них, на дорогах федерального значения зарегистрировано 3 ДТП (-57%), в которых пострадали 2 ребенка (-80%) и 1 погиб (-50%). На автомобильных дорогах регионального значения произошло 14 ДТП (+16,7%), в которых 15 (-16,7%) детей получили травмы различной степени тяжести. На дорогах местного значения зарегистрировано 40 ДТП (-14,3%), в которых травмирован 41 (+5%) ребенок.
По категориям участников дорожного движения показатели распределились следующим образом:
С участием детей - пассажиров зарегистрировано 34
(36; -5,6%) ДТП, в которых пострадали 35 (50; -30%) детей
и 1 (4; -75%) погиб. Из них в возрасте до 12 лет травмированы 28 детей (27; +3,7%) и 1 погиб (-75%). Доля ДТП с участием детей - пассажиров от общего показателя аварийности с участием детей составила 60%.
В 18 (уровень АППГ) случаях ДТП с пострадавшими детьми-пассажирами произошли по причине нарушения ПДД РФ водителем, в чьем транспортном средстве находились дети, в этих авариях пострадали 17 детей и 1 погиб.
В 3 ДТП водители перевозили юных пассажиров в возрасте до 12 лет с нарушением правил перевозки детей, в этих авариях травмированы
3 несовершеннолетних (12; -75%).
Подавляющее большинство происшествий, в которых пострадали дети-пассажиры - это столкновения транспортных средств (28; -12,5%), количество травмированных в них детей уменьшилось на 34% (29), погибших на 75% (1).
Устойчивый рост количества ДТП с участием детей-пассажиров зарегистрирован с 11.00 до 17.00 (20 ДТП, 20 ранены). На 100% увеличилось количество аварий в пятницу (4 ДТП, 4 ранены) и на 33,3% в воскресенье (8 ДТП, 8 ранены). ДТП с погибшим ребенком зарегистрировано во вторник.
С участием детей-пешеходов зарегистрировано
20 ДТП (19; +5,3%), в которых пострадали 20 (18; +11%) детей. От общего показателя аварийности с участием несовершеннолетних доля ДТП с участием детей- пешеходов составила 35%.
На 20% (12) увеличилось количество ДТП по собственной неосторожности несовершеннолетних пешеходов, в этих авариях пострадали 12 детей (+20%).
70% наездов на детей (14) совершены на пешеходных переходах. В таких происшествиях травмированы 14 юных пешеходов (+27%).
Количество происшествий с детьми-пешеходами в темное время суток увеличилось на 150% (5 ДТП, 5 ранены). Одним из сопутствующих факторов таких ДТП стало отсутствие на верхней одежде или рюкзаке ребенка световозвращающих элементов.
Участниками происшествий стали дети-пешеходы в возрасте 8-10 лет (10 ДТП, +200%), 11-12 лет (5 ДТП), 13-15 лет (4 ДТП), 5 лет (1 ДТП). Все наезды произошли в городах и населенных пунктах. Наибольшие показатели количества ДТП с участием детей-пешеходов зафиксированы во вторник (8 ДТП; + 166,7%), пятницу (4 ДТП, уровень АППГ) и субботу (3 ДТП; +100%). По 2 ДТП зарегистрировано в понедельник, четверг и 1 ДТП в среду. По времени совершения рост дорожных аварий зафиксирован в период с 11 до 13 часов (5 ДТП; +100%) и с 21 до 22 часов (3 ДТП; +200%).
В 8 случаях ДТП (40%) произошли по маршрутам следования детей из дома в образовательную организацию и обратно. Данные участки входят в паспорта дорожной безопасности образовательных организаций (не более 800 метров от образовательной организации). ДТП зарегистрированы вблизи ДОУ № 191, 206, МБОУ СОШ №35 г. Нижний Тагил, МАОУ СОШ №14 г. Верхняя Салда, МБОУ Гимназия № 5 (здание на ул. Хохрякова, 28а), МАОУ Лицей № 12, МАОУ СОШ № 62 г. Екатеринбург.
С участием юных водителей мототранспорта зарегистрировано 2 ДТП (+100%), в результате которого травмированы 2 ребенка (+100%).
С участием юных велосипедистов зарегистрировано 1 ДТП (+100%), в результате которого травмирован 1 ребенок (+100%). Авария зарегистрирована в Каменске-Уральском.
Причинами подавляющего большинства происшествий стали грубые нарушения ПДД РФ водителями транспортных средств (превышение скоростного режима, выезд на полосу встречного движения, несоблюдение правил проезда пешеходных переходов).
Вина несовершеннолетних усматривается в 12 ДТП из 57 и составляет 21% от общего количества дорожных аварий с участием детей: Екатеринбург
7 (+75%), Нижний Тагил 4 (+100%) и Сысерть 1 (-50%). Основными нарушениями ПДД РФ, допущенными юными пешеходами, стали переход проезжей части в неустановленном месте, в зоне видимости пешеходного перехода (6) и неподчинение сигналам регулирования (6).
Принимая во внимание результаты дифференцированного анализа детского дорожно-транспортного травматизма,
НЕОБХОДИМО:
- При организации деятельности Госавтоинспекции обращать пристальное внимание на пресечение грубых правонарушений на дорогах регионального
и местного значения водителями автотранспортных средств, связанных
с выездом на встречную полосу, нарушением скоростного режима, не предоставлением преимущества в движении пешеходам, особое внимание уделять пресечению нарушений ПДД при перевозке детей. На дорогах федерального и регионального значения усилить работу нарядов ДПС в период неблагоприятных метеорологических условий, на участках дорог с недостаточной видимостью, нерегулируемых перекрестках.
- Продолжить регулярное патрулирование маршрутов на предмет выявления несовершеннолетних пешеходов, двигающихся с нарушением ПДД РФ, в том числе без световозвращающих элементов и юных водителей транспортных средств, не имеющих права управления. Когда имеются предпосылки к нарушениям
ПДД РФ пешеходами, необходимо обеспечить привлечение внимания участников дорожного движения к соблюдению ими требований ПДД РФ посредством использования специальных громкоговорящих установок патрульного транспорта.
- Продолжить работу по разъяснению несовершеннолетним участникам дорожного движения правил безопасного перехода проезжей части (ситуации закрытого обзора, переход проезжей части в строго установленных местах, движение за городом навстречу потоку), опасности использования во время перехода мобильных гаджетов, наушников, капюшонов, опасности передвижения на транспортных средствах вне кабины транспортных средств и на прицепных устройствах, выборе безопасных мест для катания на средствах индивидуальной мобильности (СИМ), велосипедах, исключения игр вблизи проезжей части. Особое внимание уделить сельским местностям, садовым товариществам, где отсутствуют оборудованные места для передвижения пешеходов, велосипедистов и лиц, управляющих СИМ.
- Со взрослыми участниками дорожного движения продолжить проведение профилактических мероприятий на дорогах местного и регионального значений:
- с водителями транспортных средств - по соблюдению правил проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков, снижению скоростного режима при подъезде к пешеходным переходам, особенностям вождения при перевозке детей, при ухудшении погодных условий, маневрировании, запрета на передачу права управления транспортным средством лицам, не имеющим права управления или лишенным такого права, находящимся в состоянии опьянения;
- с пешеходами - об обязательном использовании световозвращающих элементов в темное время суток, а также о соблюдении мер и правил безопасности при переходе проезжей части.
- С использованием СМИ на постоянной основе проводить информирование граждан о проведении рейдовых мероприятий, результатах работы по выявлению нарушений ПДД РФ при перевозке детей-пассажиров, зацеперов, контроле за соблюдением правил перехода проезжей части пешеходами, выявлении нетрезвых водителей, управляющих транспортным средством, и несовершеннолетних водителей. Обеспечить своевременное информирование граждан об особенностях управления транспортными средствами при ухудшении погодных условий. Привлекать представителей СМИ, блогеров, общественников для информационного сопровождения мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
- По маршрутам движения детей «дом-школа-дом», в местах массового нахождения граждан, общественном транспорте, на автозаправочных станциях продолжить проведение разъяснительной работы с населением о правилах безопасного перехода проезжей части, перевозки детей в автомобилях, ответственности за нарушение требований ПДД РФ и возможных последствиях ДТП. Привлекать к проведению мероприятий инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних, участковых уполномоченных.
- Продолжить проведение социально-значимых мероприятий, направленных на повышение культуры поведения участников дорожного движения, обеспечение безопасности детей на дорогах. К проведению мероприятий привлекать представителей общественных организаций, СМИ, популярных блогеров, отряды юных инспекторов движения, волонтерские движения, родительские патрули, известных личностей, использовать возможности социальных сетей. При планировании мероприятий учитывать анализ аварийности на обслуживаемой территории (место, возраст участников дорожного движения, время совершения ДТП, дни недели и т.п.).
- Организовать профилактическую работу в местах, которые посещают граждане: больницы, общепит, учреждения социальной политики, дополнительного образования, пенсионные фонды, почтовые отделения связи по размещению тематических материалов в информационных стендах.
- Использовать возможности социальной рекламы по размещению аудио и видеоматериалов по БДД на экранах и радиоточках различных организаций и предприятий, щитах.
- Вопросы детского дорожно-транспортного травматизма и аварийности в целом рассматривать на комиссиях по безопасности дорожного движения, где заслушивать руководителей образовательных организаций, которые допустили рост либо повторность ДТП с участием детей.
Управление Госавтоинспекции ГУ МВД России по Свердловской области